Пермь: +11°C
$ 93.25€ 99.36

Экономисты в Перми дали очередные советы властям

15 февраля 2016 | 13:01 Экономика

«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти»

Адам Смит

На площадке Пермского государственного национального исследовательского университета состоялся Второй международный конгресс ученых-экономистов. Участники попытались построить конструктивный диалог между властью, наукой и бизнесом, направленный на определение основных контуров новой модели российской экономики.

Важнейшей проблемой развития экономического сектора сегодня является непонимание того, в каком именно направлении должна двигаться наша страна, считает профессор МГУ, главный редактор журнала «Экономист» Сергей ГУБАНОВ:

Потеря координат произошла далеко не сегодня. Если бы мы в советский период не потеряли вектор, сейчас у нас была бы другая страна. Мы хотели переходом к рыночной модели «поймать» новую перспективу, уловить то, что от нас ускользало. Это не получилось.

По мнению всех спикеров конгресса, сегодня Россия – страна, которая не имеет адекватных представлений о своем дальнейшем развитии. И до тех пор, пока не будут найдены точные ответы на вопрос, к чему мы хотим прийти, наше государство продолжит прыгать от одной модели к другой.

Еще в 2012 году, в январском номере журнала «Экономист» специалисты предупреждали о скатывании страны в автономную рецессию. Хотя в тот момент всё в порядке было и с ценами на нефть, и с Резервным фондом, и с Фондом благосостояния. Простыми словами, рецессия – это когда бизнес меньше производит, потребители меньше потребляют, спрос падает, а экономика в целом чувствует себя неудовлетворительно, но надежда еще есть. Еще проще, когда экономика и ее ВВП уходят в минус.

Россия находится в состоянии рецессии, которая случилась без внешних причин, то есть автономно. Мировой рецессии, в частности в странах большой семерки, сегодня нет.

 

Начинать надо не с экономики

Если ВВП на сегодня в нашей стране упал на 3%, то покупательная способность населения – практически на 10% (как и оборот розничной торговли). Инвестиционный спрос тоже низкий и близится к двухзначной цифре, не говоря уже об инфляции.

Это значит, что мы до сих пор имеем очень серьезные системные ограничения, – считает Сергей Губанов. – Если мы возьмем рецессионное положение промышленно развитых стран, то там порядок цифр соответствует порядку падения ВВП. Например, в ненавистных нам США в послекризисном 2009 году ВВП был –2,3%, но и все остальные показатели были примерно на том же уровне, а инвестиции вообще не сокращались. А у нас абсолютная диспропорция на протяжении всего времени.

Председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Пермского края Елена ГИЛЯЗОВА уверена, что можно построить сколько угодно экономических моделей для страны и региона, но сегодня мы находимся в той ситуации, когда начинать необходимо с политики, с децентрализации, возвращаться к сменяемости власти, к независимым судам, уходить от постоянно меняющихся законов. Только после этого можно говорить об экономической модели. И в этом смысле у Пермского края есть достаточно серьезные наработки и возможности. В то же время есть и опасения.

– Если говорить о современной экономике как об экономике, для которой «сырьем» является человеческий капитал, то самая страшная история последних лет в том, что как раз интеллект из страны уходит. И эта беда коснулась, в том числе, и Пермского края. Еще несколько лет назад у нас был целый ряд проектов, направленных на удержание человеческого потенциала, но, к сожалению, такие решения не принимаются на уровне отдельно взятого региона. Сегодня должны решаться задачи именно федерального масштаба, и прежде всего политические, – считает Елена Гилязова.

 

Выход из кризиса – новые рабочие места

Не сырье и не его добыча являются источником богатства. В промышленно развитых странах это, прежде всего, труд, то есть уровень квалификации рабочей силы и производительность труда. «Мы же до сих пор зависим от цены за бочку нефти. Этот параметр сегодня абсолютно неуправляем, однако планирование бюджета и всё макроэкономическое прогнозирование в стране начинается с гадания на кофейной гуще, какая же будет цена на нефть. В развитых странах прогнозирование начинается с расчетов производительности труда и почасовой заработной платы», – делились своими соображениями гости конгресса.

По словам доцента кафедры менеджмента экономического факультета ПГНИУ Андрея ОЩЕПКОВА, проблема низкой производительности труда давно поставлена в ранг приоритетных, что подтверждает Указ президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Несмотря на заявления руководства страны и экспертов о том, что рост производительности труда необходимо увеличивать минимум по 7% в год, в России, по данным «Организации экономического сотрудничества и развития», опубликованным в августе 2015 года, зафиксирована самая низкая в Европе производительность труда. Хуже обстоят дела только в Мексике.

Из кризиса есть только один выход – это новые, более производительные рабочие места, – уверен Сергей Губанов. – Наше же правительство сегодня перераспределяет монетарные ресурсы, создавая видимость, что это и есть антикризисный план. Если говорить о том, какая России нужна экономическая модель, то это, безусловно, модель новой индустриализации страны – инвестиционная модель повышения производительности труда, покупательной способности и дорогостоящей квалифицированной рабочей силы.

 

Уход от рыночной экономики – смерть

В мире есть три модели экономического развития государства, – говорит Александр ТАТАРКИН, академик РАН, директор Института экономики УрО РАН: рыночная, государственно-плановая и смешанная. Он считает, что для России больше всего подходит именно смешанная модель. Фактически, несмотря на то, что мы продолжаем настаивать на том, что у нас экономика рыночная, отрицать факт постоянного вмешательства и контроля со стороны государства нельзя. Поэтому смешанная модель, с которой нужно будет согласиться, даст шанс на конструктивный диалог.

Елена Гилязова также считает, что уход полностью от рыночной экономики – это смерть для любого развитого государства:

Но у нас рыночной экономики фактически нет. Может быть, она осталась в сфере торговли и услуг… Но в торговле мы уже делаем шаги, которые этот рынок скоро ликвидируют (взять хотя бы регулирование грузоперевозок).

Гость конгресса ШИ Хуншэн, директор центра по изучению России Аньхойского государственного университета (Китай), отметил практичность конгресса и активность гостей и спикеров:

– Здесь прекрасная площадка для обсуждения реальных экономических проблем, потому что только в споре рождается истина. Считаю, что успешное развитие Пермского края и провинции Аньхой возможно только в сотрудничестве, и конгресс предоставляет прекрасную возможность для этого.

Декан экономического факультета ПГНИУ Татьяна МИРОЛЮБОВА сообщила, что по итогам конгресса будет составлена резолюция с конкретными предложениями и рекомендациями. Документ будет направлен региональным и федеральным органам власти.

Просмотров: 152

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях