Пермь: +5°C
$ 93.29€ 99.56

Индустриальная контрреволюция

19 февраля 2016 | 16:52 Экономика

Что знают молодые пермяки о трудовом подвиге послевоенного поколения по развитию экономики СССР?

Что знают молодые пермяки о трудовом подвиге послевоенного поколения по восстановлению народного хозяйства, выдающихся результатах глубокой конверсии военной промышленности, освоению производства сотен видов гражданской продукции для решения задач социально-экономического развития СССР и самого Прикамья? Предлагаем читателям материал об исторической роли Пермского края в индустриализации страны и о современных экономических реалиях.

Пермь – стране и авиации

В первые послевоенные годы пермские поршневые авиадвигатели генерального конструктора моторостроительного бюро № 19 Аркадия ШВЕЦОВА обеспечили создание отечественной гражданской авиации и авиации общего назначения для огромной страны. Поршневые моторы марки «АШ» были установлены на 3860 межрегиональных самолетах ЛИ-2; 1998 ближнемагистральных пассажирских и грузовых самолетах ИЛ-12 и ИЛ-14; около 18 тыс. легендарных легких многоцелевых бипланах АН-2 и первом советском серийном (выпущено 385 штук) грузопассажирском вертолете МИ-4 – флагмане освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири, Приполярья и Дальнего Востока.

На пермских двигателях с начала 50-х годов прошлого века советский «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира по составу авиапарка, в 1955 году он перевез два миллиона пассажиров на внутренних авиалиниях, а в 1960 – уже более десяти миллионов человек.

В результате конверсии в 50-80-е годы двадцатого века предприятия машиностроения Перми и области выпускали массовыми сериями (десятками и сотнями тысяч штук в год) технически сложные товары народного потребления для домохозяйств страны. Это электроплиты, магнитофоны и электроинструмент марки «Ритм», бензопилы «Дружба», «Тайга», «Урал», «Крона», лодочные моторы «Вихрь-Электрон» и «Прибой», электропилы «Парма», велосипеды «Урал», «Кама», «Уралец», «Школьник», термосы, зонты, автоприцепы «Скиф», электронасосы и многофункциональные мотоблоки «Каскад» для сельских усадеб и дач, сложные сборочные единицы для массового производства автомобиля «Москвич», телефонные аппараты, электроутюги, эмалированную посуду, столовые приборы и многие другие виды товаров народного потребления. Большая роль в создании послевоенной многоотраслевой (высокоразвитое машиностроение, оптовая электрогенерация, большая химия, экспортные газопроводы, нефтедобыча и переработка, ракетно-космическое производство, металлургия и другие) глубоко диверсифицированной и наукоемкой, на современном языке антикризисной, структуры экономики Перми и области принадлежит Борису КОНОПЛЕВУ, более тридцати лет руководившему Пермью и Пермской областью. На предприятиях машиностроения в конце 1980 годов в области работало 452 тысячи человек, из них 64 тысячи в организациях двигателе- и агрегатостроения авиапрома.

По наукоемкому машино- и приборостроению миллионная Пермь вошла в первую десятку научно-промышленных центров Советского Союза.

В начале 60-х годов Пермское моторостроительное конструкторское бюро генерального конструктора Павла Соловьева стало в СССР полноправным отечественным лидером по разработке газотурбинных двухконтурных авиадвигателей для магистральной гражданской и транспортной авиации. Авиационный двигатель Д-20П – Д-30 стал «глобальным» и был установлен на пассажирские самолеты, выпускавшиеся в течение тридцати лет крупными сериями: ТУ-124 (ближнемагистральный, выпущено 165 штук); ТУ-134 (ближнемагистральный, выпущено 854 штуки); ТУ-154М (среднемагистральный, выпушено 313 штук); ИЛ-62М (дальнемагистральный, выпущено 292 штуки), ИЛ-76 (грузовой, выпущено 956 штук) В 1975 году гражданская авиация страны на отечественных магистральных самолетах перевезла более 98 миллионов, а в 1990 году – 137 миллионов авиапассажиров на внутренних авиалиниях.

С середины 1950-х отечественные гражданские самолеты и вертолеты: АН-2, ИЛ-12, ИЛ-14, МИ-4, МИ-6, МИ-8, ТУ-124, ТУ-134 и другие с пермскими авиадвигателями и редукторами поставлялись на экспорт по коммерческим контрактам в страны Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В 68 стран по линии авиаэкспорта было продано 2153 самолета и 3543 вертолета. Боевых многоцелевых истребителей МИГ-21 в 40 стран мира было поставлено более 8300 штук. В каждом из них были или березниковский титан и магний, камский кабель, сталь Мотовилихи или пермские приборы, агрегаты, гироскопы и авиадвигатели, труд десятков тысяч пермяков-рабочих, специалистов, конструкторов и ученых. В 1960-1970 годы экономика страны динамично росла до 7,5% ежегодно без шальных нефтедолларов и валютных доходов от экспортных газопроводов. Строились и развивались АвтоВАЗ, КамАЗ, крупнейший в Европе Ульяновский авиационно-промышленный комплекс для производства магистральных самолетов нового поколения, в том числе суперсовременного ТУ-204. Активно конкурировали на мировом рынке отечественные глобальные корпорации «упакованные в министерства»: энергоатомная, геологическая, «Аэрофлот», авиапром, нефтяная, газовая, строительная и другие.

Роковые последствия

Уход в 1980 году Алексея КОСЫГИНА – автора программ послевоенного квазирыночного экономического роста и конверсии «оборонки» из правительства имел роковые последствия для великой индустриальной державы. В горбачевском политбюро технократов не оказалось. Современная деиндустриализация страны началась в мае 1985 года с виноградарей, виноделов, пивоваров, производителей коньяка, шампанского и русской водки... Потом рухнули потребительский рынок, экономика Грузии, Молдавии, Армении, Крыма, союзный бюджет, совет экономической взаимопомощи, правящая коммунистическая партия, хозяйственные связи, предметно-технологическая кооперация производств и сам Союз Республик.

Приватизация, «шоковая терапия», гайдаровская свобода торговли и предпринимательства, немедленная конвертация рубля сформировали новый потребительский рынок, основанный на импорте. В лихие девяностые Россия выжила, заплатив цену в две войны. В последние пятнадцать лет растущий импорт готовой продукции и федеральный бюджет поддерживали сверхдоходы от экспорта нефти и газа. Сегодня современная промышленная и экономическая политика фактически привела нас в крайнюю точку деиндустриализации в обрабатывающих производствах и связанной с ней наукой. В сфере гражданской мирной продукции Россия не производит серийно ни корабли, ни самолеты, ни современное оборудование, ни для себя, ни на экспорт. Остались в истории трудовые подвиги послевоенных поколений и миллионы высококвалифицированных рабочих мест в наукоемких мирных отраслях производства гражданских судов и самолетов, отечественных ТНП... В Перми уже давно и Кама не река-труженица без «Ракет», «Метеоров», нефтерудовозов. Нет необходимости комплектовать пермскими авиадвигателями 76 магистральных самолетов Ту-134, в том числе и на экспорт, как это было в «застойном» 1975 году…

 

Просмотров: 308

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях