Пермь: -4°C
$ 92.26€ 99.71

Валентин Бузмаков: легенда № 11

07 февраля 2017 | 16:44 Спорт

На этот раз «лицом» стал ведущий игрок, он же главный тренер и безусловный лидер гандбольного клуба «Пермские медведи» Валентин БУЗМАКОВ. Несмотря на то, что он родом из Астрахани, а в Перми сравнительно недавно, считает себя пермяком.

От себя же добавим, что он – легенда пермского гандбола, наравне с теми, кто создал гандбол в нашем крае и развивает этот вид спорта до сих пор.

– Почему вы выбрали гандбол, Валентин?

– На самом деле, я выбрал его не сразу. Когда учился в школе, к нам в класс зашли тренеры по гандболу и по футболу. Кто из ребят был повыше ростом, пошли записываться в гандбол, кто пониже – в футбол. Мне также нравился баскетбол. Позднее я сделал выбор в пользу гандбола. В нем очень тесный контакт, даже где-то жесткий, меня это и привлекло. Кроме того, это зрелищная игра, очень динамичная и очень умная в отличие, скажем, от хоккея, где всё решает скорость. В Астрахани очень развит этот вид спорта. В советском и российском гандболе много олимпийских чемпионов-астраханцев, дети берут с них пример, в школах висят их портреты.

– Почему в Астрахани развит именно гандбол, а не, скажем, футбол?

– Вообще, в нашей стране на юге развит именно гандбол. В Краснодаре, например, очень сильная школа, в Волгограде, в Ставрополе тоже много олимпийских чемпионов. На юге, в отличие от Перми, много летних площадок, поэтому гандбол больше и развит.

– Как в нем распределяются функции игроков: разыгрывающий, левый полусредний, правый…

– Честно? Методом «тыка». Тренер сначала расставляет игроков по своему усмотрению, а потом наблюдает, на каком месте игрок больше проявляет себя, где он полезнее для команды. Я раньше играл на месте полусреднего, и, когда перешел в «медведи», также играл полусреднего. Потом нужны были перестановки, и мне пришлось играть в линию. Потом, когда были травмы у некоторых игроков, пришлось уйти в защиту. Поэтому играть там и там достаточно сложно: когда человек играет на одной позиции, он «отжимает» всё, а когда на нескольких – то эффект уже не тот. Но сейчас я могу играть на любой позиции, за исключением вратаря.

– Как попали в «Пермские медведи»?

– Подписал контракт с «медведями» после того, как состоялась товарищеская игра, я тогда выступал за «Сунгуль». Дело в том, что я бросал гандбол на четыре года по семейным обстоятельствам. Потерял форму, набрав вес в 140 кг. Вернуться в клуб Суперлиги было сложно, кроме того, мне нужна была команда, где работа засчитывалась бы как служба в армии. И я уехал из Астрахани в Снежинск и выступал за местный «Сунгуль». А в «медведи» мне предложил перейти Александр ТУЧКИН, на то время президент «Пермских медведей». Мы с ним переговорили, и я согласился. «Медведи» тогда как раз вышли в Суперлигу.

– Как вас встретили в нашей команде?

– Очень хорошо. Тогда, в 2009-м, в «медведях» выступало много астраханцев, 7 или 8 человек. Большинство из них играет и сейчас. К нам недавно пришел еще один игрок из Астрахани. Здесь, в Перми, мы даем всем игрокам проявить себя. В Волгограде, Астрахани или Краснодаре есть много невостребованных игроков, которые в силу тех или иных причин не могут проявить себя в полной мере, например, когда несколько человек претендуют на одно место в «основе».

– Известно, что сейчас в «Пермских медведях» не самая лучшая финансовая ситуация. Как она решается?

– Эта проблема возникла не сейчас, а длится уже года два. Понятно, что это неприятно, что мы все переживали... А теперь устали переживать. Ровно к этому относимся, продолжаем делать свое дело. И, несмотря на эту ситуацию, за последние два года мы становились серебряными призерами чемпионата России. После того как ушли почти все ведущие игроки (из тех «старичков» остались только три человека, включая меня), нам пророчили вылет из Суперлиги. Но прошло полгода, а мы находимся на шестом месте. Стараемся выжать всё из молодежного состава. Как у нас это получится, пока непонятно. Но будем, еще раз повторяю, стараться.

– Что такое играющий тренер?

– Это происходит из-за нехватки игроков. Но, на самом деле, это не такая уж и большая редкость. В том же астраханском «Динамо» Георгий ЗАИКИН включается в игру. Надел форму – и играет не хуже остальных. С другой стороны, на сто процентов совмещать две функции – игрока и тренера – невозможно. Когда ты на поляне, то видишь далеко не всё, что происходит, то есть ты видишь только какой-то короткий отрезок. Но есть второй тренер Евгений СТЕПАНОВ, он, когда надо, подсказывает что нужно делать, в том числе и мне.

– Когда Лев ВОРОНИН уходил с тренерского поста, передал вам свои наработки?

– Когда он уходил в Москву, в клубе была смута, другого слова просто не подберешь. Было непонятно, выживет команда или нет, останемся мы здесь или разбежимся. Лично у меня были предложения уехать из Перми в зарубежный клуб. Но у меня родился второй ребенок, и я остался. Ко мне тогда подошел Лев Геннадьевич и сказал, что он меня видит в роли тренера, что у меня всё получится. Хотя я лично думал, что у меня ничего не получится. Сейчас, спустя полгода, могу сказать, что мне это нравится, что это – мое, что я готов совершенствоваться. Воронин передал мне схемы, по которым мы работали в прошлых сезонах и на летних сборах. Мы постоянно с ним на связи, советуемся.

– Есть у пермского гандбола будущее?

– Если будет соответствующее финансирование, то он будет и дальше развиваться, как впрочем, и любой другой вид спорта. У нас не как в хоккее, где требуются дорогая экипировка: футболка, шорты, кроссовки, и всё. Гандбол – интересный вид спорта, и он должен быть. Нельзя наш труд, труд тех, кто создавал и развивает гандбол в Перми, закапывать в землю.

– Как оцениваете выступления сборной России?

– Оценивать сложно. В России больше всего олимпийских чемпионов именно в нашем виде. Я сам участвовал в прошлом чемпионате Европы в Польше. Поэтому скажу, что сборной где-то хронически не везет: с одной командой не хватило одного мяча, с другой – двух. Есть и определенные проблемы, связанные с молодежью. Есть проблемы судейства, но их у нас не принято обсуждать. Но, несмотря ни на что, скажу, что в сборной на данный момент есть игроки мирового уровня почти на всех позициях.

– Каковы ваши планы на будущее?

– Всегда готов совершенствоваться как тренер, что и буду делать. Что касается нашей команды, то у нас есть вера, благодаря которой мы и существуем, – это вера в себя, вера в победу. Были времена, когда мы по полгода не получали зарплату. Но команда играла, ни разу не видел, чтобы кто-то возмущался. Наверное, у нас такой менталитет. Если сравнивать нас с Европой, то если там, пусть даже за месяц, не выплатили зарплату, то игроки демонстративно садятся на трибуны и отказываются играть до тех пор, пока долг не будет погашен. У нас такого нет, у нас, повторю, вера в себя, в свои силы, в правильность избранного нами пути. Пусть это и громко сказано.

Справка «ПО»

БУЗМАКОВ Валентин. Род. 17.04.1985 в Астрахани. Левый полусредний. Рост – 196 см, вес – 110 кг. Первый тренер – Владимир Бородин.

С 2003 г. выступал за астраханский клуб «Автодор-Динамо». Вице-чемпион России 2004-2008 гг. Сезон 2008/09 провел в клубе «Авиатор». С 2009 г. выступает в составе ГК «Пермские медведи» под № 11. В составе пермского клуба становился обладателем Кубка России (2014), дважды (2014, 2015) завоевывал «бронзу» чемпионата России, «серебро» (2012) и «бронзу» (2015) Кубка России. С сезона 2016/17 является играющим главным тренером команды. Привлекается в сборную России.

Окончил факультет физической подготовки Астраханского госуниверситета.

Жена Мария, преподаватель ПГНИУ. Двое сыновей – 2 и 6 лет.

Просмотров: 412

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях