Пермь: +19°C
$ 93.44€ 99.58

Гладнев vs Мильграм: история противостояния

23 июля 2016 | 12:14 Спорт

Эта новость порвала мозг всему пермскому сообществу. События развиваются  с молниеносной быстротой. Сторонники театра, а это в основном возвратившиеся из отпусков несколько артистов и их молодые поклонники, проводят всевозможные акции, больше напоминающие «театр абсурда», ярым апологетом которого в молодые годы был сам Борис МИЛЬГРАМ, и уличные балаганы с песнями и плясками, чаепитиями и детскими забавами.

Главные пермские культуртрегеры, в свою очередь, одобряют действия министра культуры Игоря ГЛАДНЕВА, требуют скорейшей отставки Мильграма. Об этом они во всеуслышание заявили на своем заседании в библиотеке имени Кузьмина,  называя худрука не иначе, как «сорняком  на цветущем газоне пермской культуры», при этом обвиняя его во всех смертных грехах, а спектакли Театра-Театра - рассадником алчности, матерщины и низкопробной пошлятины.

Мильграм, естественно, не согласен и требует восстановления. А  министр… Его, кстати, губернатор, пока суть да дело, временно отстранил от исполнения своих обязанностей.  

Мы пока не знаем, как развернутся дальнейшие события, но предположить, что и как будет, попробуем.

Поскольку мы не знаем, что с нами будет через пять минут, а  можем только предполагать, то давайте пофантазируем, что будет с театром после увольнения Мильграма, если его, конечно, не восстановят.

Герои последних дней

Понятно, что следом за мужем театр оставит его жена – актриса Ирина Максимкина, а вместе с ней исчезнут все ее многочисленные портреты, которыми увешано все театральное фойе. Владимир Гурфинкель также не станет дожидаться того, как его отправят в отставку, как и Мильграма, по любимой чиновниками статье 278 ТК РФ (в одностороннем порядке со стороны работодателя) и собственноручно напишет заявление об уходе.

Что касается исполнительного директора Анатолия Пичкалева, то его, скорее всего, с почетом отправят на пенсию выращивать цветы на даче.

Разгонят оркестр и хореографическую группу. Музыкальный директор Татьяна Виноградова вновь станет просто «завмузой» (заведующей музыкальной частью).

Актерский курс в институте культуры «актер музыкально-драматического театра», который специально набрали Мильграм и его артисты для «поющего» Театра-Театра, превратится в обычный «драматический».

Исчезнут также все фестивали, которые появились в Перми на базе Театра-Театра, когда министром был Мильграм: «Пространство режиссуры», «Текстура», «СловоNova» и «Большая перемена». Впрочем, Гладнев их и так не жаловал, поэтому при нем они практически не проводились. Исчезнет и Лаборатория молодой режиссуры, площадка для проявления своих талантов молодых режиссеров и драматургов, в том числе зарубежных. Это был последний проект дуэта Мильграм-Гурфинкель.

По словам Мильграма и Гурфинкеля, они востребованные режиссеры и работу себе найдут всегда. Но давайте вспомним, что было в 2012 году, когда только что заступивший в должность новый губернатор уволил Мильграма с поста вице-премьера правительства.

Тот поездил по разным городам и весям и в сентябре того же года почему-то вернулся в Пермь на прежнее место работы в театр. Кстати, будучи «культурным» министром и затем вице-премьером, Мильграм не оставил работу в театре, даже сохранил за собой рабочий кабинет, поставив пару спектаклей.

В помощники себе Мильграм взял проверенного по «Белым ночам» режиссера Владимира Гурфинкеля, убрав с поста главрежа Владимира Золотаря, проработавшего в театре всего год и поставившего всего один спектакль. Это была, если нам не изменяет память, «Анна Каренина», впоследствии благополучно снятая с репертуара и ныне почти забытая.

Но они зря хорохорятся. Чтобы нашим героям стать теми, кем они являются сейчас, требуется время: пока найдут театр (если найдут, конечно), пока познакомятся с труппой, пока согласуют пьесу, пройдет уйма времени, которого у них нет, так как обоим уже за шестьдесят.

Так вот, вернувшись в Пермь, Мильграм с удвоенной силой принялся омузычивать пермскую драму, что успешно продолжалось до последнего момента.   

Кто кого?

А собственно противостояние Мильграма и Гладнева началось еще в далеком 2004 году, когда молодой худрук вдруг ни с того ни с чего назначил простого актера, исполнявшего в основном роли героев-любовников, директором театра, в обязанности которого в основном входили вопросы ремонта здания, финансы и тому подобное. Через год неудавшийся хозяйственник Гладнев был уволен, вместе с ним театр покинула и его супруга актриса Татьяна Попова (Гладнева), перешедшая в ТЮЗ. А сам Игорь Алексеевич занялся политикой.

Потом пути их не один раз пересекались, особенно в то время, когда Мильграм с легкой руки тогдашнего губернатора Олега Чиркунова был министром, а Гладнев - депутатом гордумы.

Стоит сказать, что, будучи министром, а затем и вице-премьером, Мильграм нажил себе массу врагов в среде работников культуры, в том числе и Гладнева, который в думе курировал и культурные вопросы. Это был период расцвета так называемой «культурной революции». Это и переезд в Пермь Теодора Курентзиса. Это и «Белые ночи». Это и проект создания в Перми мирового уровня консерватории, под которую планировались передать здания сельхозакадемии или музыкального училища, а тех переселить неизвестно куда. Это и проекты дорогущих зданий новой галереи и оперного театра работы заморских архитекторов. Это и создание Музея современного искусства с многочисленными эпатажными выставками и назначение на должность его директора скандально известного московского галериста Марата Гельмана. Наконец, это и превращение Перми в культурную столицу Европы непонятно какого года. При всем этом исконно пермская культура была напрочь забыта.

Неприязнь к Мильграму сопровождалась многочисленными акциями протеста, пикетов, митингов, обращений. Чего стоит один только митинг культурной общественности у стен Театра-Театра в июне 2011 года. Но Мильграм при Чиркунове был непотопляем.

Эти факты также, пусть и косвенно, легли в основу будущего увольнения.

Кто в доме хозяин?

Вернется ли Мильграм на прежнее место, как четыре года назад, неизвестно. Дело в том, что, опять же предположительно, принимал такое решение Гладнев не один. Это в советские времена худруки областных театров, как, к примеру, прокуроры или судьи, назначались приказами  соответствующих министерств, а с местными органами лишь советовались. Теперь, во времена разгула демократии, местные власти сами решают, кто конкретно им нужен в том или ином кресле, а с министрами лишь беседуют. Над Гладневым есть свой начальник – вице-премьер краевого правительства Ирина Ивенских, над ней – председатель правительства Геннадий Тушнолобов, над тем – губернатор.

Так что, скорее всего, участь Бориса Мильграма предрешена. И не помогут здесь ни письма в поддержку Мильграма, включая письма ведущих российских артистов, ни тот факт, что следующий сезон у театра юбилейный, 80-й по счету, а коней, дескать, на переправе не меняют, и так далее, ни всевозможные акции сторонников Мильграма. Менять собственное решение вторично краевое правительство вряд ли будет. Поэтому непонятно, за что же Гладнев был отстранен губернатором?

Кстати, год назад, Мильграм, как и Курентзис, сам неоднократно в своих обращениях с гневом требовал убрать Гладнева с поста «культурного» министра по причине того, что тот в культуре ничего не смыслит, а занимается лишь тем, что вставляет палки в колеса.  

Но его обращения не возымели никакого действия. А вот Гладнев дал понять Мильграму, кто в доме хозяин.

Первый звонок по этому поводу прозвенел в тот день, когда Мильграм-Гурфинкель представляли прессе свой фестиваль «Ночи-Ночи», созданный в пику минкульту края и не имевший ни рубля бюджетных денег. В ответ Гладнев на площади у стен Театра-Театра провел свой фестиваль «Россия-Беларусь», огородив здание театра забором и переманив на выступление «Белорусских песняров» большую часть потенциальных зрителей «Ночей». Но Мильграм тогда не заметил четко спланированного «хода конем». За что и поплатился.

Что будет с театром?

А что же будет с театром и его труппой? Если верить официальному заявлению Гладнева, то название заведения станет вдвое длиннее прежнего, а не вдвое короче, как того бы хотелось. Пермский академический ордена Трудового Красного знамени театр драмы имени Ивана Бобылева – так он, возможно, будет называться.

Новый директор театра и минкульт объявят конкурс на замещение вакантной должности нового главного режиссера (или художественного руководителя). Но, скорее всего, кандидатура уже подобрана и утверждена. Кто это будет, мы опять же можем только предполагать, возможно, тот же Золотарь, возможно, кто-то другой, не суть важно. Поэтому конкурс будет носить формальный характер.

Изменится и штатное расписание: руководить театром будет генеральный директор, а «главнюк» будет ему подчиняться во всем, вплоть до согласования пьесы и подбора актеров.

Здесь стоит оговориться. Дело в том, что подобный «фортель» Гладнев пытался провести осенью прошлого года с руководством Коми-Пермяцкого драматического театра имени Горького. Он решил провести рокировку: ввести должность генерального директора, которому в театре должны подчиняться все без исключения, а действующего директора Анатолия Четина перевести на должность худрука. Вроде как на повышение. Но общественность восстала и номер не прошел. Правда, в разговоре с нашим корреспондентом, Четин сказал, что вопрос отложен. До того момента, как Четин отправится на пенсию, ему осталось несколько лет. А как будет дальше, можно только предполагать. 

Следует еще вот что сказать. Гладнев допустил ошибку: он вздумал провести «рокировку» в то время, когда все артисты и обслуживающий персонал были в сборе, которые и выступили в защиту своего директора. В случае же с Мильграмом он эту ошибку исправил: труппа в отпуске.

Пойдем дальше. Соответственно изменится и репертуар. Можно предположить, раз театр будет носить имя Бобылева, который возглавлял пермскую драму 35 лет, то и в его основу будут положены принципы «провинциального театра советских времен», который тот проповедовал, где классика будет соседствовать с современностью, зарубеж с российской (советской) драматургией, драма или трагедия с комедией. Плюс в обязательном порядке детские утренние спектакли и новогодние представления в дни школьных каникул. То есть, никакого модернизма, никакого театра абсурда, никаких мюзиклов и рок-опер, один сплошной соцреализм, основанный на системе Станиславского.

«Сцена-Молот», громко названная Мильграмом театром, станет просто малой сценой большого театра.

Поэтому из репертуара будут выброшены на помойку все мильграмовские спектакли. Так в свое время сделал и сам Мильграм, когда был назначен на должность худрука: за год были сняты все спектакли, поставленные при Бобылеве. Последний из них – «Прибайкальская кадриль» - был в 2005 году в последний раз показан в селе Частые, а затем все декорации и костюмы торжественно были переданы местному народному театру. Так Мильграм выразил свое отношение к тому, что творилось в театре до него, посчитав его деятельность самодеятельностью.  

Что касается актеров, то им, предположительно, придется переучиваться с поюще-танцующих на говорящих. Вряд ли их будут сокращать, разве что самых строптивых, типа Михаила Чуднова, который, решил объявить голодовку.

И последнее. Наконец-то, Гладнев на реконструкцию сцены (один из поводов увольнения Мильграма) выделит столько бюджетных рублей, сколько считает нужным, и выберет того подрядчика, который ему нравится. Театр изнутри будет заново отремонтирован, в сортирах стены с полупристойными граффити будут замазаны однотонной краской, а облезлый фасад, за который сейчас театр нещадно штрафуют, облепят неосыпающейся плиткой.

Но все это пока предположения.

Просмотров: 744

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях